Процесс формирования речи у детей активно происходит первые 3-4 года. В это время малыши нечетко проговаривают звуки и отдельные слова, учатся строить предложения и фразы.
Все это считается нормой, но есть ряд нарушений речевого поведения, которые могут указывать на патологические изменения. К таким нарушениям относится эхолалия.
СОДЕРЖАНИЕ:
Что такое эхолалия
Под эхолалией понимают автоматическое, то есть неконтролируемое повторение услышанных слов или их обрывков, отдельных фраз или же целых предложений.
Такое речеподражание больше свойственно детям, и может быть, как физиологическим, так и патологическим. Если нарушение встречается у взрослых, то это однозначно указывает на заболевания ЦНС.
Стоит ли обращаться к врачу
Стоит ли при выявлении эхолалии у своего ребенка родителям немедленно обращаться к врачу? Ответ на этот вопрос зависит от возраста малыша.
Активное формирование речевой функции происходит от 6-7 месяцев и до года, а также в промежутке от 3 до 4-х лет. В это время повторение слов и фраз способствует развитию сигнальной системы и улучшает коммуникативные навыки.
То есть, эхолалия у малышей младше 4-х лет в большинстве случаев является физиологической нормой.
Но если речеподражание сохраняется после 4-х лет, то следует проконсультироваться у специалиста. На патологические процессы указывает эхолалия, сочетающаяся с задержкой психо-моторного развития.
Формы заболевания
Патология проявляется двумя формами:
- Немедленной;
- Отсроченной.
При немедленном речеподражании ребенок практически сразу же произносит услышанное от взрослых или других детей слово или фразу. Повторять он может и слова, произносимые в телевизоре, по радио.
Немедленный тип эхолалии характерен для периода становления речи. При патологии повторение фраз дети заполняют тот отрезок, который им необходим для осмысления услышанного.
При отсроченной эхолалии услышанные речевые выражения дети повторяют спустя некоторый промежуток времени, который может занимать по продолжительности от 10-15 минут до 5-7 суток, а иногда и исчисляется месяцами.
Такое звукоподражание считается компенсаторным, то есть выполняет ряд функций, таких как:
- Аутостимуляция. Ребенок повторением слов и фраз пытается прочувствовать эмоции, когда-либо испытанные им в прошлом;
- Передача окружающим своего настроения. С помощью повторения слов малыш демонстрируют не свое знание обозначения понятия, а его эмоциональную нагрузку;
- Обобщение и систематизация информации. Повторяя предложения и слова, малыш воспроизводит в своей памяти то, что уже произошло и старается это осмыслить.
Немедленная форма эхолалии до 4-5 лет не должна у родителей вызвать беспокойства при отсутствии других признаков нарушения работы органов ЦНС.
При выявлении отсроченного речеподражания уже нужно насторожиться, и, если оно не проходит, пройти обследование.

Причины
Основной причиной патологической эхолалии считаются органические или функциональные поражения разных отделов головного мозга, в результате которых возникает дисбаланс между процессами возбуждения и торможения.
Эхолалия может быть одним из симптомов таких заболеваний, как:
- Аутизм;
- Энцефалопатия;
- Болезнь Пика, при которой происходит атрофия лобных долей мозга;
- Шизофрения;
- Синдром Ретта. Генетическая аномалия, характеризующаяся задержкой моторного развития, психическими отклонениями;
- Синдром Туретта. Заболевание относится также к генетическим обусловленным, проявляет множественными моторными и голосовыми тиками;
- Новообразования в головном мозге;
- Олигофрения;
- Нейроинфекции.
Эхолалия может сочетаться с дисфазией (характеризуется затрудненным произношением слов или их пониманием) и дислексией (сниженная способность к овладению навыками письма и чтения). При таких нарушениях интеллектуальное развитие чаще всего бывает в пределах нормы.
Симптомы
Общие симптомы эхолалии – это повторение речи посторонних людей или близких через некоторое время. При физиологическом речеподражании других особых изменений в поведении ребенка и его самочувствии может не быть.
На патологическую эхолалию указывают сопровождающие нарушения проявления такие как:
- Слишком по тону тихая или наоборот, чрезмерно громкая речь;
- Отсутствие контакта с собеседником при помощи глаз. То есть ребенок предпочитает во время разговора отводить взгляд, смотреть по сторонам;
- Отсутствие мимики или ее невыразительность;
- Отсутствие реакции на обращение по имени;
- Искаженные интонации;
- Периодические галлюцинации.
У малышей с аутизмом помимо эхолалии выявляется стереотипное поведение. То есть для таких детей особое значение имеют повторяющиеся через определенный промежуток времени или в особых обстоятельствах ритуалы.
Дети с аутизмом часто зацикливаются на выполнении одного занятия, мало общаются со сверстниками, у них небольшой словарный запас.
Последствия эхолалии
К эхолалии нельзя относиться как к несерьезному нарушению речи. При отсутствии своевременной коррекции у ребенка отмечается;
- Позднее становление речевой функции;
- Нарушение когнитивных навыков – способности к запоминанию, логическому мышлению, долговременной памяти;
- Отставание по возрасту в эмоциональном развитии.
В итоге эхолалия может негативно сказаться на общении со сверстниками и учебе, привести к проблемам в личной и профессиональной жизни во взрослом возрасте.
Диагностика
При сохраняющихся признаках речеподражания у детей старше 4-х лет нужно обратиться к детскому неврологу. Опытный врач диагноз выставляет уже на основании осмотра и беседы с пациентом, жалоб от родителей.
Причины патологии определяются после проведения:
- Электроэнцефалограммы. Обследование выявляет очаги патологического возбуждения в головном мозге;
- УЗИ-сканирования;
- МРТ. Назначается для обнаружения новообразований (кист, опухолей) и для определения кровообращения в сосудах, а также внутричерепного давления;
- ДНК-обследования. Необходимо, если имеются подозрения на генетические аномалии.
Консультация и осмотр у отоларинголога позволяет определить есть ли у ребенка тугоухость, так как при данном заболевании речеподражание может быть одним из его симптомов.
Необходимо обследование и у логопеда для выявления всех изменений в речевой функции.
Принципы лечения
Физиологическая эхолалия лечения не требует, но за ребенком нужно наблюдать, это позволит вовремя обратиться к врачу в том случае, если после 4-5 лет проблема не исчезнет.
Лечение патологической эхолалии заключается в терапии основного заболевания. В зависимости от выявленных нарушений детям могут быть прописаны:
- Ноотропы;
- Нейролептики;
- Психостимуляторы;
- Успокаивающие препараты
Медикаменты, их дозировка и продолжительность курса определяются врачом. Медикаментозная терапия должна дополняться занятиями с логопедом или афазиологом, психотерапевтом.
Немаловажное значение имеет отношение родителей к ребенку и изменение поведения в семье.

Важными условиями для преодоления речеподражания считаются:
- Спокойная обстановка. Малыша нужно ограждать от стрессовых ситуаций, общаться в его присутствии со всеми членами семьи и окружающими доброжелательно;
- Желание к контакту и общению. Детей всегда нужно внимательно выслушивать, предлагать интересные и понятные по возрасту темы для беседы;
- Использование в разговоре только тех вопросов, на которые малыш можно ответить четко или да, или нет. Другой вариант – озвучивание вопроса, на который ребенок может дать свой вариант ответа. То есть можно спросить – «Кто живет в лесу»? или «Кто умеет мяукать»?;
- Поощрение ребенка при адекватно выраженных эмоциях;
- Внимательное выслушивание. Ребенка с эхолалией нельзя прерывать, особенно в грубой форме;
- Использование в беседе предметов или картинок, указав на которые ребенок сможет точно выразить, что он хочет. Такой подход позволяет избежать истерик и повышает уверенность малыша в своих силах.
Ускорить формирование речевой функции позволяют подвижные и сюжетные игры, сказкотерапия. Дошкольников можно записать на различные кружки, где он, общаясь со сверстниками, сможет найти большее понимание.
Эхолалия легко поддается коррекции, если органических поражений мозга нет. Но родителям нужно вовремя обратить внимание на проблему и полностью выполнять все рекомендации врача.

При соблюдении всех выше указанных условий речевое поведение уже к школьному возрасту становится нормальным.
При генетических отклонениях в большинстве случаев определенные речевые дисфункции сохраняются на протяжении всей жизни.